Педагогическая коммуникация в схемах


Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель-студент», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Поэтому содержательные ответы на вопросы 13 – 18 имеют исключительно иллюстративный характер и демонстрационный характер. Студенческий поток или группа есть та среда, которая формирует преподавателя.


Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов. Наиболее плодотворный процесс вузовского воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной на вузовском уровне системой взаимоотношений. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Четко выделены составные компоненты системы, что позволяет анализировать связи между ними.

Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений преподавателя с учащимися. Эти воздействия можно разделить на два вида: • положительные — одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение; • отрицательные — замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки. Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Преподаватель является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им» 1. Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений преподавателя и учащихся. Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема, которая включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия.

Похожие записи: